Заметки от "Эксперта"

Инновации или традиции?

 
 
Изображение пользователя Эксперт .
Инновации или традиции?
от Эксперт . - Вторник, 21 Март 2017, 13:25
 

Модернизация отечественной системы образования обусловила необходимость в смене основных ориентиров, каковыми в настоящее время являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Это повлекло за собой необходимость в перестройке всего образовательного процесса. Изменения коснулись не только деятельности учащихся, которые теперь должны стать непосредственными участниками образовательного процесса, но и деятельности учителя. Новые стандарты диктуют необходимость в таком построении учебного процесса, при котором обучение будет носить деятельностный характер, и направлено на развитие личности каждого обучающегося.

Данный постулат не является абсолютно новым для практикующих учителей, тем более для учителей иностранного языка, деятельность которых и в более ранний период строилась на основных положениях личностно-деятельностного подхода, поскольку была направлена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Вместе с тем определенные опасения все таки появились: насколько возможно соответствовать новым требованиям, если весь процесс обучения направлен теперь на получение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов, и что делать с тем, что накоплено годами?

В этой связи возникают закономерные вопросы: что такое инновации, чем они принципиально отличаются от традиций? Ведь, как указывает В.В. Краевский, «в потоке инноваций приходится сталкиваться с фактами откровенной реставрации, казалось бы, преодоленного прошлого. Из архивных залежей в самое последнее время был извлечен раритет под названием «обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта»[1]. Все это вводит в заблуждение не только молодых, но и достаточно опытных преподавателей.

Анализ многочисленных научных источников показал, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество определений понятия «инновации».

В самом общем виде инновации рассматриваются как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и социализировались[2]. Инновации педагогические определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. 

Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Во-вторых, под педагогической инновацией в современной теории и практике образования понимается сам процесс освоения какого-либо педагогического новшества (например, нового средства, новой методики, учебной или воспитательной программы, актуальной образовательной технологии и т.д.).

В-третьих, под педагогической инновацией может пониматься процесс поиска идеальных методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс и творческое осмысление.

Таким образом, инновационная деятельность - это комплексный целенаправленныйпроцесс создания, использования и распространения новшества, цельюкоторого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы[3].

Это обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему. При этом изменения происходят как в объекте, так и в субъекте инновационной деятельности. Освоение новых образцов деятельности позволяет выйти на более качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю, позволяет изменить стереотипы восприятия и мышления, навыкии привычки, устойчивые интересы, ценностные ориентации и установки.

Инновационная деятельность основана на осмыслении (рефлексии)своего собственного практического педагогического опыта при помощисравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательногопроцесса с целью достижения более высоких результатов, получениянового знания, качественно иной педагогической практики.

Существует два типа инновационных процессов в области образования[4]:

- инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа относят деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т. д.;

- инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности. К этому типу принадлежат инновации, реализуемые ФГОС.

В этой связи особенно необходим переход от стихийно управляемого применения учительством достижений педагогической науки и педагогического опыта к внедрению рекомендаций науки как управляемому процессу.

Так что же делать современному педагогу в пору внедрения различного рода инноваций?Насколько возможно соответствовать новым требованиям? Соответствовать можно и все это под силу любому педагогу, если он готов к этому, готов продолжать самообразование и саморазвитие!


[1]Краевский В.В. Три измерения педагогики // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы конференции. - М., РАО, ИТОиП. 2000.  Т.1. С. 13.

[2] Кучко Е.Е.   Инновационные социальные технологии // Новейший философский словарь / Составитель Грицанов А.А. Мн.: Изд. Скакун В.М., 1998.  С. 266.

[3]Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина: в 2-х ч. М., ВЛАДОС, 2003. Ч. 2. 480 с.

[4]Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина: в 2-х ч. М., ВЛАДОС, 2003. Ч. 2. 480 с.