Заметки от "Эксперта"

Иностранный язык как условие успешной социализации одаренного ребенка в ДОО

 
 
Изображение пользователя Эксперт .
Иностранный язык как условие успешной социализации одаренного ребенка в ДОО
от Эксперт . - Вторник, 28 Март 2017, 22:14
 

Сегодня нашим экспертом выступает Казанцева Анжела Анатольевна, канд. пед. наук, доцент

 МБДОУ № 89, Россия, г. Иркутск


Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Так, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности т.е. в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.

Важно при этом отметить, что любознательность является одним из целевых ориентиров в рамках ФГОС ДО, что определяет необходимость формирования и развития данного качества в процессе воспитания детей.

Иными словами, речь идет о создании  организационно-педагогических условий подготовки образовательного пространства для развития способностей одаренного ребенка,  его социализации[1]. Отметим, что социализация ребёнка - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Сегодня уже доказано, что раннее языковое образование положительно влияет на целостное развитие ребенка, развивает воображение, мышление, наблюдательность и др.

Основным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку выдвигается положение, что такое обучение дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: то, что запомнено в этом возрасте, уже не забудется никогда или при необходимости легко восстанавливается. В качестве убедительного доказательства преимущества раннего начала в обучении иностранным языкам приводится практика воспитания в дворянских семьях прошлого века, где детей учили иностранным языкам с раннего детства гувернеры [2].

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным потому, что дошкольников отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала, естественность мотивов обучения, отсутствие так называемого языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.

Цель обучения одаренных детей иностранному языку - развитие способностей детей использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сфере личных и социальных интересов.

Репродуктивные методы обучения, доминирующие в традиционной практике, должны быть заменены на творческие, поисковые. Творческое обучение, т.е. обучение, ориентированное на поддержание и развитие творческого потенциала ребенка и предполагающее собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, является наиболее подходящим стратегическим направлением обучения одаренных детей.

При организации работы с одарёнными детьми педагогам необходимо учитывать наличие некоторых общих особенностей, свойственных детям с повышенными возможностями: способность быстро, качественно усваивать новый материал, проникать в суть принципов, понятий, положений, оперировать достаточно широким материалом для обобщения.

Как известно, существует четыре основных стратегии обучения детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Гибкое сочетание данных подходов способствует личностному росту одарённого ребёнка при условии соблюдения соответствия уровня и скорости обучения  его интеллектуальным потребностям. Содержание обучения иностранному языку должно обладать необходимыми количественными и качественными характеристиками, определяющими личностный смысл овладения данным предметом.

Начинать обучение иностранному языку следует с коротких детских стихов, скороговорок, несложных песен. Использование элементов детского фольклора способствует не только формированию фонетических навыков, аудированию, их ритм и форма помогают усваивать иностранный язык. Организация небольших праздников с использованием изучаемого языка, экскурсии, фантазии, ролевые игры, конкурсы, театральные представления, заочные путешествия,  инсценировки, драматизации сказок - это те формы организации образовательной деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной, социальной компетенции одаренных детей, развития их креативных способностей.

Одним из важных направлений работы с одарёнными детьми при обучении иностранному языку является обучение их способам коллективного взаимодействия с целью формирования коммуникативной и социальной компетенции. Коллективная деятельность в группе предоставляет детям с незаурядными способностями возможность адаптации к взаимодействию с другими детьми, научиться выражать  своё мнение и учитывать иную точку зрения, корректировать своё поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, группы. К области социальных умений можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, аргументировать свою точку зрения и принять во внимание мнение собеседника. В групповых формах работы детям, имеющим ярко выраженные способности к изучению иностранного языка, следует предлагать роль консультанта[3].

Организация коллективного взаимодействия обучающихся на уроке позволяет применять различные технологии и методы обучения иностранному языку: проектную методику, игровые технологии и другие средства, способствующие формированию самостоятельного творческого мышления.

Ролевые игры позволяют детям развивать социальную компетенцию, поскольку предполагают создание ситуаций, приближенных к реальному общению, в которых они могут разыгрывать различные социальные роли, учиться адекватно реагировать на реплики собеседника, совершенствовать навыки речевого поведения в ситуациях этикетного характера, развивать творческие способности, воображение и фантазию, участвуя в драматизации сказок на изучаемом языке.

Таким образом, социальное становление одаренных детей представляет собойпоэтапныйпроцесс приобретения ребенком опыта социальных отношений и освоения социальных ролей во взаимодействии с другими детьми, взрослыми, окружающей средой в социально иличностнозначимой деятельности. В ходе данного процесса у детей происходит формирование социальнойграмотности, устойчивости, активности, на основе ихличностногосамоопределения и самореализации интересов и потребностей в специально созданныхвоспитательныхусловиях.

Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке. При этом, выполняя важные задачи, стремясь к совершенствованию и прогрессу, давайте помнить слова Януша Корчака: «Уважайте...чистое, ясное, непорочное святое детство!»


Литература

1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам искусства. -- М.: Педагогическое общество России, 1999. -- 220 с.

2. Утехина А.И.  Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учебное пособие /  А.Н. Утехина. -- 3-е изд., испр. -- М. : Флинта : Наука, 2013. -- 186 с.

3. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции  одаренных детей на уроках иностранного языка/И.Е. Шишова//Иностранные языки в школе. - 2007. - №3. - С.27 -33.

1.