Заметки от "Эксперта"

Инклюзивное образование: взгляд на проблему

 
 
Изображение пользователя Эксперт .
Инклюзивное образование: взгляд на проблему
от Эксперт . - Среда, 5 Апрель 2017, 10:15
 

Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем Вам рассмотреть проблему инклюзивного образования.


В настоящее время на основании Закона об образовании в Российской Федерации (РФ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, среди которых ключевым является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Это связано с тем, что в обществе возрастает понимание значимости человека как наивысшей ценности.

Речь идет об инклюзивном образовании, сущность которого достаточно четко определена в новом Законе об образовании в РФ - это образование, направленное на  «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В этой связи стоит отметить, что на сегодняшний день существует многообразие определений инклюзии.

В нашей стране это понятие связано, как правило, только с процессом обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках учреждений системы общего образования. Вместе с тем, в международном масштабе, инклюзивное образование все чаще рассматривается в более широком плане, как реформа, которая поддерживает и поощряет разнообразие среди учащихся[1].

Д.З. Ахметовой (2013) на основе изучения документов ООН, ЮНЕСКО и практического опыта стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня, выявлены группы лиц, относящихся к инклюзии: это инвалиды, представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, в том числе ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные личности, люди, имеющие психофизические, социальные, поведенческие отклонения от общепринятых норм либо в положительную, либо в отрицательную сторону и др.[2]

Глубокое изучение содержания инклюзивного образования показывает, что оно пропагандирует  формальный подход к обучению, как может показаться с первого взгляда, например, терпимое отношение к предпочтениям обучающихся, формально равный доступ к образованию, принятие социально разных людей в один круг общения.

Вместе с тем, инклюзивное образование, на наш взгляд, способно сменить акцент: в центр методических интересов поместить отличия обучающихся, но при этом организовать занятие, чтобы урок не превратился в хаос, где не понятно, кто  чем занимается. Речь идет о слаженной хорошо спланированной работе, где активны все участники, выполняют совместную деятельность. И, казалось бы, во всем этом единообразии, каждый решает свои задачи, выполняет работу по-своему, в итоге реализует себя.

Знание особенностей обучающихся учителем поможет ему быть терпимее к отличному от большинства поведению (жестикуляция, смех, планомерность или спонтанность работы, отвлекаемость или медленное переключение внимания, предпочитаемые режимы работы и степень важности нахождения в социуме или изоляция от него).

Таким образом, система инклюзивного образования должна позволить каждому человеку вне зависимости от его способностей, особенностей и жизненной ситуации включиться в образовательный процесс в любой момент по мере возникающей у него необходимости и учиться в силу своих образовательных возможностей и потребностей. Это платформа для реализации реальных потребностей обучающихся и организация обучения сквозь призму личности для ее развития.



[1]ЮНЕСКО, Open File on Inclusive Education, Париж, ЮНЕСКО, 2001 г.

[2] Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.