Заметки от "Эксперта"

Учебно-исследовательская деятельность учащихся. Как организовать?

 
 
Изображение пользователя Эксперт .
Учебно-исследовательская деятельность учащихся. Как организовать?
от Эксперт . - Суббота, 28 Октябрь 2017, 13:56
 

Согласно требованиям современных ФГОС, ключевое место в образовательной системе занимает исследовательская деятельность. Это касается не только школьников, но и детей дошкольного возраста.

Учебное исследование имеет разный смысл для участников этой деятельности. Так, для обучающегося учебное исследование становится «просто исследованием», в процессе которого он открывает для себя новое, интересное. Для педагога - это творческая деятельность, в ходе которой происходит создание условий для раскрытия личности юного исследователя. При этом максимальный эффект достигается в том случае, когда педагог разделяет исследовательскую позицию учащегося.

Как же организовать учебное исследование, чтобы оно принесло максимальное удовлетворение для обеих сторон?

Одним из эффективных способов организации является ведение дневника учебного исследования.

Структурно дневник учебного исследования представляет собой описание этапов, которые последовательно должен пройти учащийся. В рамках каждого этапа представлены виды деятельности, связанные с проведением исследования. Обязательно наличие примеров и подсказок, которые помогут учащемуся сориентироваться.

Так, например, достаточно сложным является выбор темы исследования, поэтому для учащихся организацию этого этапа можно представить следующим образом:

1. Определи тему исследования

Возьми на заметку:

Тема - это визитная карточка исследования. Тему определяет предмет исследования.

Возьми на заметку:

Примерные темы исследований:

Для начальной школы:

Почему чай заваривают в горячей воде?

По математике:

Власть десятки

По литературе:

Мое имя в литературе.

По русскому языку:

Мусорный язык рекламы.

По английскому языку:

Осторожно! Говорящая одежда. (Анализ надписей на футболках).

По немецкому языку:

Немецкие письма с Восточного фронта и «образ врага».

По французскому языку:

Пушкин и Франция. Творчество А.С. Пушкина и французский язык

2. Для уточнения темы изучи научную литературу

  1. Начни с изучения работ общего характера, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко­торым примыкает избранная тема, а затем уже веди поиск узкоспециально­го материала.
  2. В конце книг обычно публикуются списки литературы, что может по­мочь в поиске и составлении собственного списка по твоей конкретной те­ме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопро­су, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

Возьми на заметку:

Где искать литературу:

  • В библиотечных каталогах (книги).
  • В последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году.
  • В списках литературы, которые приводятся в конце монографий, диссертаций.
  • В Интернете по ключевым словам, соотносимых с проблемой исследования.

3. Обоснуй актуальность темы исследования

В процессе обоснования актуальности темы исследования попытайся ответить на следующие вопросы:

Почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной?

Кратко освети причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Обязательно наличие консультаций, которые могут выглядеть следующим образом:


Мои вопросы_________________________________________________

Мои заметки_________________________________________________

ВАЖНО!!!

Сделать

Подумать

Прочитать

Обсудить

Таким образом, использование данного дневника дает педагогу возможность реально оценить уровень выполненной работы, своевременно заметить и скорректировать ошибки и недочеты, помочь учащимся достичь своей цели.